ГлавнаяСтатьи → На КС «Фролово» завершена модернизация первого ГПА ГТК-10-4

На КС «Фролово» завершена модернизация первого ГПА ГТК-10-4

Парк КС «Фролово» (ООО «Волготрансгаз») составляют 18 устаревших ГПА типа ГТК-10 и ГТК-10И единичной мощностью 10 МВт. Установленные на них ранее пластинчатые регенераторы часто ломались, теряя свою герметичность. Газовые потери и издержки на ремонт свели на нет эффект от рекуперации. В настоящее время все они пришли в негодность и демонтированы. Теперь при эксплуатации в простом цикле кпд привода ГТК-10 не превышает 24%. Для модернизации шести агрегатов ГТК-10-4 Невского завода ООО «Анод-ТЦ» предложило установку, более современных трубчатых регенераторов РГ-10БМ5.

Работа регенератора основана на принципе подогрева воздуха перед входом в камеру сгорания теплом выходящих газов, что существенно позволяет экономить топливо.

У современных ГТД воздух перед камерой сгорания имеет температуру порядка 400 °С, так как их степень повышения давления обычно превосходит 15. Применение регенератора в этом случае не даст значительного эффекта. Другое дело устаревшие двигатели.

Степень повышения давления компрессора ГТК-10-4 равна 4,24, вследствие чего температура воздуха за компрессором невелика – 200 °С. Если этот воздух направить в камеру сгорания через регенератор РГ-10БМ5, то температура возрастет до 456 °С. В рекуператоре сжатый воздух движется по змеевикам малого радиуса, изготовленным из нержавеющей стали 12Х18Н10Т. Благодаря оптимальному соотношению радиуса изгиба трубок и их проходного сечения обеспечивается теплообмен со стенками при минимальных потерях давления. В межтрубное пространство по принципу противотока подается газ, выходящий из турбины. Его температура соответственно, понижается с 520°С до 284°С. Суммарное гидравлическое сопротивление равно 5%. Осуществленный с помощью РГ-10БМ5 рекуперативный цикл позволяет снизить расход топлива с 3400 кг/ч до 2 500 кг/ч, обеспечивая кпд 33%. Это приводит к суточной экономии газа только на одной установке в объеме 40 тыс. нм3. Кроме того, установка регенераторов позволяет удовлетворять возросшим экологическим требованиям, в том числе и к снижению выбросов углекислого газа. Годовые выбросы СО2, приходящиеся на одну установку, снижены на 20 тысяч тонн.

Рис. 1. Регенератор РГ10БМ5 перед установкой на ГТК-10

Большое внимание специалисты ООО «Анод-ТЦ» уделили удобству монтажа и транспортировки. На площадку регенератор РГ-10БМ5 был доставлен четырьмя блоками общей массой около 30 т. Максимальная масса одного блока 10.4 т. Перевозка осуществлялась как автомобильным, так и железнодорожным транспортом. Во время монтажа блоки устанавливались по предварительно состыкованным плоскостям, что значительно упростило сборку регенератора па месте.

В ноябре после завершения испытаний оборудования, подтвердивших заявленные характеристики, модернизированный агрегат введен в эксплуатацию.

ТУРБО новости, ГТТ, №8(51) ноябрь-декабрь/2006